АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ ПО НАИБОЛЕЕ ТРУДНЫМ ВОПРОСАМ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА на 2022 - 2023 учебный год.ВЕДУЩАЯ - ЕЖЕК НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Набирается группа 8-10 чел. для регулярной работы, рассчитанной на учебный год. Содержание лекций построено на психоаналитической литературе. ФОРМАТ РАБОТЫ – один раз в 2 недели с 18.30 – 22.00 МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Ткацкая 5. ОБЯЗАТЕЛЬНА ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ – 8-926-131-47- 26.
ДАТЫ И ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ: Сентябрь 2022 г. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДАЛЬНЕЙШУЮ СУДЬБУ ТЕРАПИИ. Психотерапевтическая диагностика и ее значение. Отличие психотерапевтической диагностики от психиатрической. Построение первичного психотерапевтического интервью у разных авторов. Структурное интервью О. Кернберга. Построение интервью Н. Мак-Вильямс. Первая встреча как начало психотерапевтического процесса Т. Огдена и В. Шубарта. Варианты проведения интервью Г. Аргеландера. Что происходит перед первой встречей. Развитие контрпереноса терапевта после первого звонка клиента. Начало встречи. Работа с историей, принесенной пациентом, во взглядах разных авторов. Останется ли клиент в терапии? Прогноз на дальнейшую работу с учетом оценки результатов первичного интервью. Способы мотивации клиента на работу. Ошибки и опасности первой встречи. Обзор темы по работам: А Жибо, С. Болоньини, Т. Огден, Н. Мак-Вильямс, Г. Аргеландер, О. Кернберг, Э. Кестемберг, М. Решетников, С. Файн, П. Глассер, М Ромашкевич, В. Шубарт. Классический взгляд на эдипов комплекс и современные взгляды разных школ. Предпосылки начала эдипова комплекса. Различия в начале и прохождении эдипова комплекса у мальчиков и девочек. Здоровая и патологическая родительские позиции по отношению к эдипальным чувствам ребенка. Негативный и позитивный эдип. Первосцена. Эдипальные иллюзии как защита от первосцены. Виды эдипальных иллюзий. Травмы эдипова периода: соблазняющее поведение взрослых, иллюзия эдиповой победы и последующая нарциссическая уязвленность в эдиповой ситуации; смерть родителя одного пола с ребенком, рождение сиблинга и др. Невидимый эдип. Эдипальный материал как завышающее сопротивление. Особенности работа с эдиповым комплексом в гештальт-терапии. Обзор темы по работам: Ж-Ш Смержель, М Кан, Ш. Ференци, О. Фенихель, З. Фрейд, М. Кляйн, В. Тэхкэ, Р. Столороу, Д. Атвуд, Х. Кохут, Э. О`Шоннеси, Р. Бриттон, Х. Сигал, Тайсон, В. Волкан, Захаров и др. Причины непреодоления эдипова комплекса. Препятствия на пути к его здоровому прохождению. Последствия неблагополучно пройденного эдипова комплекса у мужчин и женщин. Исход эдипова комплекса. Здоровые и патологические формы угасания эдипова комплекса. Результаты прохождения эдипова конфликта. Влияние эдипова комплекса на дальнейшую судьбу женской и мужской сексуальности и способности к выбору партнера и созданию пары. Обзор темы по работам: Х Лёвальд., Ж-Ш Смержель, М Кан, З. Фрейд, М. Кляйн, Р. Столороу, Д. Атвуд, Х. Кохут, Э. О`Шонесси, Р. Бриттон, Х. Сигал, Тайсон. Понятие травмы в концепциях разных авторов от Фрейда до наших дней. Опасность свободного употребления термина «травма», которое ведет к утрате ценности понятия. Концепции травмы развития как нарушения в коммуникации между ребенком и его объектами в теории разных авторов. Частичная травма (по Фрейду и Брейер). Травма напряженности (по Сандлер). Катастрофическая взрослая травма (Г. Кристал). Психотерапевтическая работа с травмой. Обзор темы по работам Г. Кристала, З. Фрейда, А. Фрейд, О. Фенихиля, Х. Кохута, Д. Винникотта, Дж. Боулби, Кана, Ш. Ференци, Р. Столороу, Атвуад, Абрахама, М. Кляйн, Стрейчи, Крисса, Р. Руссийона, А. Миллер. Навязчивое повторение травматического опыта, как часть травматического невроза. Виды навязчивого повторения (сны, дневные мысли и фантазии, повторяющиеся действия). Функции навязчивого повторения. Навязчивое повторение (отыгрывание) травматического опыта в терапевтических отношениях. Сопротивление навязчивого повторения в терапевтической работе. Терапевтическая работа с навязчивым повторением травматического опыта. Значение определения уровня организации личности пациента для практической работы. Дифференциальная диагностика пациентов с пограничным уровнем организации личности, их отличительные особенности от невротического и психотического уровня. Особенности психической организации пограничных пациентов (диффузная идентичность; отсутствие константности Я и объекта; механизмы защиты; качество объектных отношений, и др.). Наиболее характерные симптомы, присутствующие у пограничных п-ов. Склонность к отыгрыванию «внутри» и «во вне», вместо обсуждения и осознавания. Нарушение терапевтической рамки (сеттинга). Особенности переноса у пограничных п-ов. Использование терапевта в качестве функционального объекта. Перенос «слияния-бегства». Агрессия и враждебность у пограничных пациентов. Контрперенос терапевта в работе с пациентами данной группы. Обзор взглядов различных авторов: О. Кернберг. Н. Мак-Вильямс, Ж. Бержере, В. Тэхке, В. Волкан, Р.Р. Гринсон, Р. Столороу и др. Особенности терапевтической работы с данными пациентами. Установление и сохранение границ в терапевтической работе. Работа с примитивной амбивалентностью пациента. Работа с примитивными защитами. Особенности работы с переносом «слияния - бегства». Работа с агрессией и враждебностью в терапии с пограничными пациентами. Работа в эротизацией, сексуализацией у пограничных пациентов. Терапевтический подход к стремлению пациента к манипулированию, использованию, контролю, эксплуатации. Опора на сильные и здоровые стороны пациента. И др. Обзор взглядов различных авторов на работу с пациентами с пограничным уровнем организации личности: О. Кернберг. Н. Мак-Вильямс, Ж. Бержере, В. Тэхке, В. Волкан, Р.Р. Гринсон, Э. Бейтмана, П. Фонаги др. Сложности терапевтической работы с озлобленными пациентами, которые выливают на терапевта ненависть, поддаваясь чувствам, а, не пытаясь понять их. Характеристика и особенности таких пациентов. Происхождение и «ценность» ненависти для пациентов данной группы. Контрпереносные переживания терапевта с этими пациентами. Способы защиты терапевта при столкновении с ненавистью пациента и со своими контрпереносными чувствами. Технические приемы работы. Терапевтические ошибки. Терапевтическая позиция в работе с ненавистью Обзор темы по работам Г. Габбарда, Ф. Саммерса, Р. Столороу, О. Кернберга, М. Кляйн. Глоссарий по нарциссизму (раздаточный материал). Нарциссизм – разные смыслы термина. Нарциссические личности. Основные характеристики нарциссического расстройства Нарциссические защиты. Нормальный и патологический нарциссизм. О. Кернберг - агрессия, как составляющая злокачественного нарциссизма. Г. Розенфельд - зависть и ненависть, как признаки деструктивного нарциссизма. Нарциссическая ярость. Выбор объекта по нарциссическому типу. Нарциссическая травма. Анализ взглядов на нарциссизм Х. Кохута, О. Кернберга, З. Фрейда, Л. Мойсона, Г. Розенфельда, Р. Бриттона, В. Мейссера, В. Волкана и др.
Январь 2023 г. РАБОТА С НАРЦИССИЧЕСКИМИ ЛИЧНОСТЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ - С ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМ (ДЕСТРУКТИВНЫМ) НАРЦИССИЗМОМ. НЕГАТИВНАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ НАРЦИССИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ. Особенности терапевтической работы с нарциссическими защитами (грандиозностью, идеализацией и обесцениванием); нарциссическим переносом, нарциссической идентификацией и выбором объекта, нарциссической яростью. Работа с пациентами с либидинозными аспектами нарциссизма.
Февраль 2023 г. ПЕРВЕРСИИ. ПЕРВЕРСИЯ – КАК ТИП ОТНОШЕНИЙ – ПЕРВЕРСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Цель лекции - расширенный взгляд на перверсии (не ограничивающийся рассмотрением сексуальных перверсий). Первертная структура личности. Первертные отношения - как особый тип отношений. Первертные отношения, как выражение сексуализированной враждебности, ненависти, мести, желания господствовать над другими, избегать близости. Получение удовольствия от обладания властью, от того, чтобы заставлять подчиняться своей воле. Не реципрокные отношения. Дегуманизация объекта. Фетишизация отношений. Жестокие розыгрыши за чужой счет. Нечестные отношения с реальностью. Спектр перверсий и первертности в континууме от высокого до низшего уровня. Дифференциация перверсий от других типов психопатологии. Обзор темы по работам: Р. Тач, М. Кан, Ж-Ш Смержель, О. Кернберг, О. Фенихель, Ж. Бержере, Дж. Мак Дугал, З. Фрейд, К. Корбут.
Февраль 2023 г. ОТРЕАГИРОВАНИЕ «ВНУТРИ» И «ВО ВНЕ». ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОТРЕАГИРОВАНИЕМ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОДДЕРЖАНИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ТЕРАПИИ. Отреагирование внутри сессии и во вне ее – проигрывание действий, вместо осознавания и обсуждения этого на сессии, часто ведущее к прерыванию терапии. Терапевтическая работа с разными случаями отреагирования: опоздания; пропуски сессий – как отреагирование мести (обиды, злости, разочарования) по отношению к терапевту, как выражение своей независимости и ненуждаемости в терапевте; обсуждение в профессиональной среде недостатков своего терапевта - как отреагирование негативного переноса; поиск новых клиентов для терапевта - как отреагирование позитивного переноса (вины) и др. А также прочие виды отреагирования - поиск реальных контактов с терапевтом в жизни; забывание денег (настаивание на нестандартных формах оплаты); подарки терапевту; просьбы чая (воды); личных книг терапевта; выходы в туалет; приход в измененном состоянии сознания; смс-ки терапевту; разбалтывание содержания сессии вне терапевтической работы; молчание на сессии и др. Функции отреагирования. Отреагирование как сопротивление. Положительная функция отреагирования. Терапевтическая работа с переводом отреагирования в обсуждение и осмысление. Обзор взглядов на отреагирование Р.Р. Гринсона, Дж, Сандлера, Хартмана, О. Фенихеля и др. Латентный негативный перенос - негативные чувства не выражаются напрямую, а отыгрываются или звучат в завуалированной форме при внешнем выражении позитивного отношения и сотрудничества. Преждевременное прерывание терапии как отреагирование латентного негативного переноса (недовольства, злости, разочарования). Признаки, по которым можно выявить скрытый негативный перенос. Приемы работы гештальт-терапевта со скрытым негативным переносом. Отличие негативного переноса от реакции на реальные ошибки терапевта и различие способов терапевтического реагирования на это.
Март 2023 г. ЭРОТИЧЕСКИЙ И ЭРОТИЗИРОВАННЫЙ ПЕРЕНОС. Проявления эротического переноса у мужчин и женщин. Эротический перенос как сопротивление. Эротический перенос как защита от негативных чувств. Предпосылки к возникновению любви в переносе. Особенности работы с эротическим или эротизированным переносом. Обзор темы по работам О. Кернберга, Г. Габбрада, З. Фрейда, Р. Шафера, М.М. Гилла, Д. Стерна, Т. Дой, Дж. Канесстри, Ф. Цезио, Б. Джозеф, Р. Валленштейна, Э. С. Персон, П. Фонаги, А. Хагелин, Ф. Цезио, М. Хернандез, Ф. В. Эйхофф и др. Наиболее распространенной парой, составляющей терапевтический альянс, является пара: терапевт-женщина - клиент-женщина. У клиентки, находящейся в данных терапевтических отношениях (как и в парах: терапевт–мужчина - клиент–женщина; терапевт-женщина - клиент–мужчина) также может возникать эротический перенос, который называют гомосексуальный. Про этот вид переноса говорить особенно сложно и терапевту и клиенту. Если терапевт-женщина находится в хорошем контакте со своими гомосексуальными чувствами, то ей легче находить слова и не пугаться чувств клиентки, направленных на нее, а также замечать их и уметь с ними работать. Обзор темы по работам Ш. Ференци, Г. Габбарда, О. Кернберга, В. Тэкхэ, З. Фрейда. Негативная терапевтическая реакция – ухудшение состояния пациента («откат» назад, регресс), наступающий за успешным этапом терапии (осознанием пациентом своего прогресса или позитивной оценкой терапевта успеха в работе). Н.Т.Р. происходит в момент, когда следовало бы ожидать чувства облегчения у пациента от его продвижения, от изменений. Стадии негативной терапевтической реакции. Работа с негативной терапевтической реакцией у депрессивных, мазохистических, нарциссических пациентов. Роль вины и потребность в самонаказании. Негативная терапевтическая реакция у нарциссических пациентов. Роль зависти в стремлении к разрушению «хорошего». Особенности работы с Н.Т.Р. Обзор различных причин ухудшения состояния пациента, не являющихся негативной терапевтической реакцией. Обзор взглядов на негативную терапевтическую реакцию З. Фрейда, М. Кляйн, К. Хорни, Дж. Сандлера, О. Кернберга, Олайника и др. Обзор различных взглядов на сопротивление. Классификация видов сопротивления. Эго-дистонное и Эго-синтонное сопротивление. Клинические проявления сопротивления. Сопротивление сопротивлению. Основные техники при работе с сопротивлением. Работа с сопротивлением на первых сессиях. Работа с сопротивлением в долгосрочной терапии. Трудности работы с сопротивлением. Обзор темы по работам Реник, Дж. Сандлера, Р.Р. Гринсона, В. Волкана, Гловера, В. Райха, Эриксона.
Опора на контрперенос, как на способ понимания эмоционального состояния клиента - его «звучащих» чувств и отщепляемых частей, которые экстернализуются в терапевта. Контрперенос как реакция в ответ на проективную идентификацию пациента. Как использовать контрпереносные реакции в терапевтических интервенциях? Как интерпретировать проективную идентификацию, опираясь на контрперенос? Опасность некритичной опоры на контрперенос терапевта с недостаточной личной проработанностью. Виды и особенности контрпереноса во взглядах различных авторов: О. Керберга, Ш. Роута, П. Хайманн, Дж. Вайса, Л. Хиншелвуда, Х. Ракера, М. Литтл, Д. Винникотта, Р. Мани-Кёрл, А. Райха, Дж. Сандлера. Й.М. Ротмана, Ч. Бренера, Дж. Арлоу, М. Мёллера.
Сепарационная тревога – тревога, возникающая у клиента перед расставанием с терапевтом на время отпуска, праздников, из-за отмены сессий. Может сопровождаться злостью, ревностью, снижением настроения, униженностью от осознания своей нуждаемости и зависимости, психосоматическими реакциями. В большинстве случаев, непроработанная сепарационная тревога не осознается клиентом и отреагируется в виде пропусков сессий, является частой причиной прерывания терапии. Приемы и особенности работы с сепарационной тревогой. Работа с сепарационной тревогой у клиентов с сепарационной травмой (травмой, связанной с покинутостью, оставленностью, брошенностью значимыми фигурами детства). Обзор взглядов на работу с сепарационной тревогой Ж-М Кинодо, М. Кляйн, З. Фрейда. Р.Р. Гринсона, М. Малер и др.
Критерии преждевременно прерванной терапии. Причины по которым происходит преждевременное прерывание терапии, до этапа ее завершенности: негативная терапевтическая реакция; невозможность признавать нуждаемость терапевте и потребность в помощи у нарциссический пациентов; мазохистическая потребность в страдании, как в искуплении вины; непроработанная сепарационная тревога; вторичные выгоды от болезни; непроработанный негативный перенос; преждевременное «бегство в здоровье»; страх изменений; импульсивность и отыгрывание во вне, которое приносит видимость быстрых изменений без осознавания; терапевтические ошибки и др. Работа с прерыванием терапии. Сроки, отводимые на преждевременное окончание работы. Работа над осознаванием сопротивления продолжению терапии. Как можно помочь пациенту сохранить терапию и помочь продолжить работу? Обзор темы по работам Р.Р. Гринсона, Л. Люборски, В. Волкана, Ж.М. Кинодо, Дж. Вайса и др. Признаки окончания терапии. Показания к началу заключительной фазы терапевтической работы. Сроки, отводимые на завершение терапии. Этапы завершения. Проработка сепарационной тревоги. Деструктивные способы клиентов завершить отношения. Различные реакции на расставание с терапевтом. Возобновление старых симптомов как способ отложить завершение работы. Желание дальнейших отношений с терапевтом. Обзор темы по работам: Ж-М Кинодо, В. Волкана, Р.Р. Гринсона, Шубарта, Л. Люборски, Ш. Роута, Д. Винникотта, Мак-Вильямс.
|